Мэр
Житомира Владимир Дебой сегодня в прямом онлайн-эфире в рамках
программы «Человек года» отвечал на вопросы пользователей всеукраинского
издания «Сегодня».
Первое, что отметил мэр Житомира был тезис до того, что хозяйственная деятельность города не должна быть заложницей политики.
То
есть, чтобы насущные вопросы тепло-, газо-, водоснабжения, ремонт
дорог, надлежащего функционирования объектов социальной сферы (больниц,
школ) не становились разменной монетой в политических играх.
Достижения мэра Житомира приносят ему воодушевление от их реализации. Слова
«гордиться» городской голова предпочитает избегать, отмечая, что это
делать слишком рано, поскольку работы над выведением Житомира из
депрессивного, во всех смыслах состояния, - непочатый край.
Основное, что выделяет Дебой из сделанного:
1. Стратегическое направление: плечо поддержки коммунальным предприятиям. Дебой
говорит: не дали разрушить ТТУ и другие предприятия, которые достигали
состояния, по которому неизбежно банкротство и отчуждение имущества;
2. Возобновили музыкальную школу на Михайловской, которая 16 лет стояла полуразрушенной;
3. Ввели в эксплуатацию инфекционный корпус детской городской больницы, 20 лет в Житомире не могли достроить;
4. Построили
2 ветки газопровода - теперь Житомир защищен в случае возможного выхода
из строя изношенной Бердичевской газовой ветки. Теперь город в вопросах газоснабжения защищено, источника газоснабжения - дифференцированные;
5. Осветили энергоэффективными светодиодными лампами окраине Житомира;
6. Утеплили детские сады;
7. Заменили 60% окон в житомирских школах на металлопластиковые.
-
Житомирянин не может в повседневной жизни чувствовать работу власти,
если это касается таких вопросов, как подведение дополнительных ветвей
газоснабжения. Газ есть, и есть. Но
когда, что-то идет не так, когда, например, выходит из строя
единственная в городе ветка газопровода и областной центр оказывается в
ситуации, похожей на ту, которая возникла в Алчевске, тогда власть и
спрашивают: а почему не оградили город от подобной ситуации? И этот вопрос годами в Житомире не решался.
Поэтому, большинство из сделанного в Житомире за последние 2 года является инвестицией в будущее города. Кто мыслит взвешенно - это поймет, - говорит Владимир Дебой.
Журналисты «Сегодня» перечислили «культурные» достижения мэра Житомира за последние 2 года.
Это
- приведение в надлежащее состояние символического места основания
Житомира на Замковой горе, закрытие «Ракушки» на реконструкцию, старт
строительства музея природы, хотя деньги и привлек губернатор Сергей
Рыжук, равно как и на реконструкцию фасада областной филармонии.
В 2013-м году городской голова Владимир Дебой планирует:
1. Далее освещать город, заменяя лампы накаливания на «свитлодиодкы»;
2. Комплексно утеплять детские сады;
3. Вместе с житомирянами (потому что это их собственность) комплексно утеплять многоэтажные жилые дома;
4. Ремонтировать дороги и крыши.
Где городской голова на все это возьмет деньги - неизвестно.
Денег
нужно много, а работники ЖТТУ сидят без зарплаты, потому куда-то делись
2 миллиона 600 тысяч гривен средств дополнительной транспортной
госсубвенции, направленной на Житомирскую область.
Минфин
в ответ на обращение нардепа Геннадия Зубко говорит, что деньги на
область перечислены, там и разбирайтесь, а местные власти божится, что 2
миллиона 600 тысяч из «пяти миллионов Рыжука для ТТУ» из «центра» так и
не поступили и вряд поступят, потому прошлый год уже «закрыт».
Так куда делись эти деньги - неизвестно. Легче всего сказать, что их кто-то украл. Но вряд ли это так. Единственный выход для власти в этой ситуации - чтобы областной и городской бюджет «скинулись» и закрыли зарплату на ТТУ.
Но,
«походить» в Житомире нужно не только на ТТУ, но и на погашение долгов
водоканала перед облэнерго, которое периодически отключает одну из
насосных станций из-за задолженности, обусловленную несоответствием
тарифов на воду в Житомире уровню их себестоимости.
Конечно,
можно говорить, что в этой ситуации нужно ждать средств госсубвенции на
погашение разницы в тарифах, которая поступает раз в полгода.
Но
ПАО «Житомироблэнерго» с этим не соглашается и, как говорит
председатель правления этой компании Анатолий Левицкий, энергетики
вынуждены прибегать к отключениям, хотя и понимают, что это оставляет 47
000 житомирян, которые исправно платят за воду без воды.
Энергоснабжающая
компания требует своевременных расчетов водоканала за потребленное
электричество, потому личное облэнерго ежемесячно покупает
электроэнергию на закупочном рынке за «живые» деньги.
Отмежеваться
от этих проблем власть Житомира также не может, потому что это вопрос
обеспечения населения водой, а конструктивного диалога с ПАО
«Житомироблэнерго» у городского головы Владимир Дебой, очевидно, нет.
С другой стороны почему городской бюджет должен тянуть на себя обязательства государства?
Если государство не поднимает тариф на воду в Житомире, пусть вовремя компенсирует разницу в тарифах. Хотя, говорят, уровень оплаты водоканалом Житомира потребленной электроэнергии за январь 2013-го года мизерный. Потому что вообще нет денег.
В
то же время в Житомире возникла проблема с крупнейшей в городе
котельной на улице Жвачка, которая обслуживает 30% потребителей тепла.
Предыдущий
городской голова Житомира Вера Шелудченко в свое время взяла кредит в
банке на солидную сумму, котельную передала под залог, а исполком
городского совета сделала поручителем исполнения обязательств. Куда ушли банковские деньги - одной ей известно. По крайней мере, нынешняя власть пока не может дать ответа на этот вопрос.
А было так:
В 2007 году арендное предприятие «Житомиртеплокомуненрго» получило в ПАО «Захидинкомбанк» кредит на сумму 10 млн. грн. для пополнения оборотных средств.
Житомирский
городской совет прошлого (V) созыва решением сессии, в качестве
обеспечения исполнения кредитного договора, передала в залог котельную
по ул. Жвачка, 12 с оборудованием.
В.Т. Шелудченко
подписала договор поручительства, по которому исполнительный комитет
Житомирского городского совета поручился бюджетными средствами за
выполнение обязательств арендного предприятия «Житомиртеплокоммунэнерго»
по кредитному договору на сумму 10 млн. грн.
Решение
о заключении договора поручительства на заседании исполнительного
комитета и на пленарном заседании Житомирского городского совета не
рассматривался. Тогдашний городской председатель Вера Шелудченко подписала данный договор с превышением полномочий. Об этом сообщает сайт городского совета Житомира.
В
2011 году, в связи с задолженностью по кредитному договору, ПАО
«Захидинкомбанк» обратился в хозяйственный суд о взыскании с
исполнительного комитета городского совета, как с поручителя,
задолженности в размере 11 млн. 513 тыс. грн. (В том числе 1 млн. 513 тыс. грн. - Пени и штрафы).
22
марта 2012 заместитель мэра Житомира Галина Семенец сообщила:
Житомирский городской совет получила окончательную победу в судебном
деле с ПАО «Захидинкомбанк», благодаря чему сохранила в бюджете города
11,5 млн.грн.
«В случае потери этих средств мы бы лишились возможности ремонтировать в 2012 году крыши, придомовые территории, сети. Ведь 11,5 млн.грн. - Средства второй корзины, на которые, в случае проигрыша дела, мгновенно был бы наложен арест », - сказала Галина Семенец.
Ситуация будто была урегулирована, но сейчас банк через высший суд успешно требует возврата этой суммы. Если
эти деньги не будут уплачены - котельную могут отобрать у города вместе
с территорией (земля в этом стратегическом для Житомира месте стоит не
менее 4 миллионов гривен). И
это при том, что в модернизацию котельной РК-6 за последний год вложено
городским советом 12 миллионов гривен и эта котельная считается одной
из самых современных и наиболее энергоэффективных в Украине.
Конечно,
потери городом котельной никто не допустит и если придется, а,
очевидно, все-таки придется, средства на ее спасение, «благодаря
предшественницы», примут из статей на ремонт крыш и дорог, но уже года
2013-го.
Вообще трудно представить, как можно после этой зимы забирать деньги из статьи финансирования ремонта дорог?
Как
видим, на плечи городского головы свалилась тяжелая ноша и даже сложно
представить, как в таких неблагоприятных экономических обстоятельств
ремонтировать в Житомире дороги, софинансировать комплексное утепление
фасадов, инвестировать в культуру и духовность?
Понятно,
что решение большинства вопросов, таких как тарифы на воду, льготы в
коммунальном электротранспорте, лежит в плоскости компетенции
государства. Мэр утверждает, что ставит эти вопросы на уровне Правительства и Президента.
Но,
очевидно, политической воли правящей партии поднимать тарифы, или
отменял льготы нет, потому что это непопулярный шаг, а страна, к
сожалению, живет в состоянии перманентных выборов и «социнициативы
доброго Президента» является в этом процессе весомым аргументом.
Но есть в Украине города, где проблемы решают, не дожидаясь повышения тарифов ....
С другой стороны, государство в очередной раз доказывает, что она является неэффективным собственником.
Коммунальные
предприятия, если государство и дальше вовремя и не в полном объеме
выполнять свои обязательства по компенсации разницы в тарифах, обречены
на банкротство. Логический выход из этой ситуации - концессия, или приватизация олигархами коммунальных водоканалов, теплокоммунэнерго. До этого, пожалуй, и доказывают.
И здесь может быть 2 варианта:
1. Хороший. Собственник
приватизированного предприятия инвестирует по максимуму в
энергоэффективность изношенных сетей, поднимает тариф, но дает людям
качественную услугу - нормальную питьевую воду, теплые батареи. При
таких условиях потребителям, как в ситуации с ПАО «Житомироблэнерго» -
безразлично кто владелец и кому платить - главное, чтобы напряжение в
электросети была стабильно 220 вольт.
Хотя, в Житомире в некоторых районах города время от времени случаются «скачки напряжения», от чего портится бытовая техника. Вместе с тем, ПАО «Житомироблэнерго» ежегодно инвестирует в развитие электросетей Житомирщины немалую сумму денег. А к приватизации, положение дел в электроэнергетике области был плачевным.
2. Плохой. Называется он «Недобросовестный инвестор». Таких случаев, кстати, в Украине и, в частности, Житомирской области уже немало. Приходит
«спаситель с частным капиталом", берет в концессию, или приватизирует
коммунальное предприятие, поднимает тариф для населения, но обещанных,
например, 700 миллионов гривен в модернизацию, вкладывает всего-навсего
миллионов 100.
Далее - «кормит» местные власти обещаниями и продолжает оказывать населению некачественную услугу. С
таким бездеятельным неэффективным «инвестором», если это концессия,
местная власть расторгать сделку, но это болезненно, поскольку часть
средств вложена и кто будет ее возвращать?
Сейчас в Житомире вновь заговорили о необходимости концессии для водоканала.
Как в этой ситуации действовать мэр Житомира Владимир Дебой, сможет вытянуть город финансовой пропасти - увидим.
[ Реєстрація | Вхід ]