Журналисты пообщались с житомирскими священниками и расспросили об их жизни, отношение к дорогим вещам, автомобилям и подаркам.
Дорогие авто, брендовая одежда, фирменные часы, телефоны и ноутбуки от известных производителей - в последнее время благодаря им многие публичные люди попадают в скандалы. И если депутатам их избиратели это прощают, то представителям церкви приходится долго восстанавливать свое доверие в глазах прихожан. Чтобы не подогревать общественный интерес к своей персоне и не вызывать дискуссии, недавно Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к священникам и объяснил, что они должны быть более скромными и хотя на людях не показывать свои достоинства и, в частности, отказаться от дорогих авто. С призывом Кирилла вполне соглашаются представители всех конфессий Житомира, но у каждого из них свое видение богатства и понимание того, что стоит или не стоит показывать на людях.
Отец Богдан - настоятель Кресто-Воздвиженского кафедрального собора, который осенью открыли в бывшем помещении Музея природы на Замковой горе, говорит, что безусловно люди хотят видеть священника, который живет так как и они. Только тогда они будут уважать и ценить его и не осуждать.
- Очень часто люди забывают, что сейчас уровень жизни значительно выше. Чем это было раньше. Если на хорошем авто ездит директор школы, чиновник разного уровня и позволяют себе отдыхать на море, то почему такое авто не может иметь священник, - объясняет отец Богдан. - Я никогда не отдыхал на Черном море и даже не знаю, какое оно. Не считаю, что каждый имеет там отдыхать, но не говорю, что отдыхать на море, то есть большой грех. У меня есть старенький автомобиль - «Волга», ей много лет, я пользуюсь телефоном и время компьютером. Но без этих вещей сегодня не обходится никто.
О том, что время происхождения своих дорогих вещей священники объясняют какой-то спонсорской поддержкой или дарением, отец Богдан говорит скептически. И говорит, что и сам не знает, смог бы принять какой-то дорогой подарок и как бы потом после этого себя вел. Отмечает, что ему никогда не предлагали таких подарков и знает мало примеров, когда их получали другие священнослужители.
- Одному моему знакомому подарили путевку в Иерусалим и он обычно поехал туда. Такой подарок я воспринимаю и принял бы так же, потому что тоже не был там и хотелось поехать, - продолжает настоятель. - Но всегда надо быть чистым перед Богом, перед совестью и перед собой. Надо жить и служить так, чтобы было легко смотреть в глаза людям.
Еще один Богдан - настоятель Свято-Михайловского кафедрального собора - отец Богдан Бойко, тоже с удовольствием соглашается дать нам комментарий. Свой номер пишет в ответ на наше обращение в одной из социальных сетей, где существует страница Собора, и где подписчиков и друзей постоянно информируют о расписании служб в храме и происходящие там.
- Понимаете, полностью отказаться от автомобиля, телефона или компьютера фактически не возможно. Я знаю одного священника, который ездит на велосипеде, но возвращаться к тому времени, когда ездили на ослах - нет смысла, - отмечает отец Богдан Бойко из Михайловского собора. - Сегодня, имея дело духовной опеки в нескольких селах под Житомиром, чтобы вернуться вовремя на Богослужение в храм, я должен использовать авто. Если бы не было автомобиля, то бы никуда не успел. На этот бус собирались деньги понемногу согласитесь разница, когда транспортное средство стоит 20 тысяч долларов, а когда 100 или больше и еще нашпигована всевозможными дополнительными деталями. Я часто при необходимости вожу в своем авто прихожан использую ли на нужды воскресной школы, потому автомобиль не должен быть только для того, чтобы возить свое тело. Конечно, если Первоиерарху Церкви нужно отслужить Богослужение в Донецке примеру сегодня вечером, а завтра быть во Львове, то ему требуется быстрое, а значит качественное и надежное авто, которое стоит не мало, однако все должно быть умеренно. Я пользуюсь телефоном, компьютером и в пределах нравственности интернетом при необходимости. Священник должен жить по необходимости, но помнить о своем долге служения, он не может учить одному, а делать другое.
У отца Богдана тоже есть наглядный пример того, как одному из местных священников прихожане сделали дорогой подарок и он принял его, но важно в этот момент сохранять некую черту и определять ли это нужная вещь.
Из разговора с пастором церкви «Завет Иисуса Христа» Александром Дехтяренко, мы поняли, что и он об этом священника знает, однако сам привык не принимать, а отдавать и уже несколько лет отдает часть своих средств на благотворительные бедным дииям Африки и Индии. Александр уверяет, что если бы не было семьи, то ему вполне хватило бы маленькой комнаты в храме церкви. Он также пользуется телефоном и интернетом, но имеет служебное авто, часть средств на его приобретение добавил сам.
- Вопрос богатства и бедности в церкви определяется одним каноном - Библией. Когда Бог создал человека, он ее не создал бедной, но его мнение таково, что человек должен жить своей работы и потребности. Иногда эти два понятия не совпадают: потребность может быть большая или не отвечать труда. Если взять священника, то в каждой церкви его потребность разная, - отмечает пастор. - Например у католиков старше священство имеет свои частной или материальной собственности и все, что им нужно - келья, кровать, одежда, средства гигиены, еда. У православных священников не выше епископа, конечно потребностей больше, потому что у них есть семья, дети. В протестантских церквях нет никакой поддержки государственной и прихожане жертвуют, от того можно отделить заработную плату священнику. Поэтому довольно часто эти священники могут заниматься светской работой и работать на предприятии, иметь бизнес, потому за одну зарплату трудно содержать семью. В протестатський церкви нам это разрешено и это не грех.
Вместе с тем пастор объясняет, что богатство - это дар божий. Но богатство дается для того, чтобы с ним делиться. Надо быть богатым не только материально, но уметь быть богатым добрыми делами. Быть богатым не должно быть целью или средством. Богатством нельзя гордиться, хвастаться или унижать других. Но всегда нужно иметь что-то, чтобы дать его другим. Однако, именно богатство часто мешает людям надеяться на Бога, потому что они думают, что все могут купить. Если человек действительно понимает, что богатство - это ее дар, то она не будет гордиться и оставаться такой же простой как и другие.
- Когда мы начинали строить наш храм, многие говорили, что здесь все много - дорогая плитка, внутренняя отделка, однако мы строились 15 лет и делали все качественно и практически, чтобы оно служило много лет, - напоминает пастор Александр. - Кто-то скажет, что это роскошь, а я скажу, что это практически. И так же в жизни для кого-то автомобиль священника - слишком дорогой и это какая-то своего рода искушение, но другие подходят к этому с пониманием, потому что каждый нуждается. Для кого-то машина может казаться дорогой, а служитель считает, что она практичная и безопасная. Впрочем, прежде всего, это транспортное средство, которое должно выполнять свою главную функцию, а не служить предметом роскоши или гордыни.
Юлия Демусь, газета 20 хвилин
[ Реєстрація | Вхід ]